Специально организованная деятельность (занятие) — это регламентированное местом, временем и длительностью в соответствии с возрастом детей специально организованная форма образовательного процесса в учебной деятельности дошкольника.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании занятия в учреждении дошкольного образования классифицируются по:
- количеству детей: индивидуальные, подгрупповые, групповые;
дидактическим задачам: усвоение нового, закрепление ранее приобретенного, творческое применение представлений, умений, навыков;
- содержанию дошкольного образования: доминантное, интегрированное.
Интегрированное занятие – это занятие, на котором соединяют представления из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития. Например: «Искусство» + «Музыкальная деятельность» + «Ребенок и природа» + «Художественная литература» Комбинированное занятие – это занятие, на котором происходит сочетание разных видов деятельности и несколько дидактических задач, не взаимосвязанных между собой, Например: «Изобразительная деятельность Рисование» + «Ребенок и общество. Игровая деятельность»
Комплексное занятие — занятие, на котором происходит реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. Например: Беседа о правилах пожарной безопасности+ игра+ рисование, т.е. используются виды деятельности по очереди. Дидактические принципы проведения занятий: -принцип научности: ориентация процесса обучения на формирование у детей целостной картины мира и создание его реального образа; -принцип наглядности: активизация имеющегося опыт детей, иллюстрирование изучаемых представлений, -принцип доступности: от легкого к трудному, от простого – к сложному, от известного – к неизвестному, -принцип системности
и последовательности, -принцип сознательности и активности.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.
Занятие по усвоению нового материала выстраивается
по следующей структуре:
- актуализация ранее полученных представлений;
- постановка цели и задач (дети старшего возраста);
- первичное восприятие нового материала;
- осмысление;
- первичное закрепление;
- проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений.
Следующий тип занятия – закрепление ранее приобретенного имеет следующую структуру:
- актуализация ранее полученных представлений;
- постановка целей и задач (дети старшего возраста);
- вторичное закрепление;
- отработка умений, навыков;
- проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений.
Целесообразно использовать следующие занятия по сюжетно- тематическому оформлению: занятие-эксперимент; занятие-опыт; занятие- путешествие; занятие-игра; занятие-викторина; занятие-вернисаж; занятие- мастерская; занятие-лаборатория и другие.
Занятие по творческому применению представлений, умений, навыков имеет следующую структуру:
- актуализация ранее полученных представлений;
- постановка целей и задач (дети старшего возраста);
- активизация познавательной деятельности детей (проблема, ситуация, вопрос, противоречие и др.);
- самостоятельная, свободная деятельность детей;
- проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений;
- определение ближайших перспектив познания.
По сюжетно-тематическому оформлению такие занятия могут быть:
- занятие- путешествие;
- занятие-игра;
- занятие-сказка;
- занятие-конкурс;
- занятие- соревнование;
- занятие-вопрос;
- занятие-проект;
- занятие- мастерская;
- занятие-лаборатория;
- занятие-приключение; занятие-открытие; занятие-презентация
- и другие.