Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневными, так и наиболее высоким. Овладение словом сопровождается непрерывным усвоением новых форм языка; структуру речи, ее характерные особенности дети перенимают от лиц, с которыми они постоянно общаются.
Влияние на язык ребенка может быть и положительное, и отрицательное. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью и неустанно заботящийся об ее усовершенствовании. Его речи должны быть присущи абсолютная грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений. Исходя из знания интересов детей, особенностей детской психики и возрастных проявлений их развития, он должен владеть основными методическими приемами по развитию речи, мастерством их применения.
Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются очень велика. Развитие речи ребенка в обществе невозможно без знания родного языка. Поэтому работа воспитателя по развитию речи детей должна идти рука об руку с работой с родителями и другими специалистами учреждения дошкольного образования.
Но учить речи следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера, образца. Дети заимствуют от окружающих и выговор, и ту или другую манеру речи, и запас слов и речевых оборотов. Педагог, являющийся часто если не единственным, то основным лицом, от которого дети могут слышать правильную литературную речь, должен во всем объеме понять лежащую на нем ответственность и предъявить к своей собственной речи определенные требования:
- Речь должна быть абсолютна грамотна, литературна. Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
- Речь должна быть культурной, безупречно вежливой.
- Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи: предложения должны быть короткими и простыми. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
- Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт.
- Особого внимания к себе требуют точность, ясность, простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания, а стало быть и мышления. Мы часто употребляем слова не по назначению: называем форточку окном, табуретку скамейкой, кирпичик кубиком, предлагаем детям одевать туфли или шапки, а их надо надевать.
- Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Слишком медленная, растянутая речь надоедает, нервирует.
- Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую, переходящую в шепот речь дети не слышат, не улавливают ее содержание. Прислушиваться они не способны. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Что же получается? Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в устанавливающемся гаме тонут слова и их содержание.
- Речь должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.
- Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
Самое ценное в жизни – это то, что с ранних лет заложено в сердце. Приобщая детей к родному языку, педагоги содействуют не только его обогащению, но и развитию их познавательных и интеллектуальных возможностей, интереса к национальной культуре, прививают любовь к родной земле.
ЛИТЕРАТУРА:
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М: Просвещение, 1981. – 157 с.
- Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей по образовательной модели «Первый шаг»: Пособие для педагогов дошк.учреждений/Авт.сост.: Г.К.Фурс, М.В.Соловьева, Е.Н.Шаповалова. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004 – 69с.