Как выбрать портфель младшему школьнику?
Одной из самых важных проблем ребёнка является подготовка к новому учебному году. И если необходимые канцтовары можно было купить заранее, то школьную форму, портфель и ранец многие покупают только в августе. Ведь за лето детки подросли, окрепли, возмужали, набрались сил и энергии, повзрослели.
Родителям необходимо помнить о том, что самочувствие детей в большей степени зависит от материалов, из которых изготовлена их одежда. Всем известно, что лучшие ткани для изготовления детского белья, контактирующего с кожей ребёнка – хлопчатобумажные. Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а не синтетика. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон следует исключить. Это необходимо помнить, покупая форму и другую одежду школьника.
Не менее важно подобрать обувь ученику, которая ни в коем случае не должна быть тесной, чтобы не допускать деформацию стопы, нарушать кровообращение, препятствовать росту ноги. Важное значение имеет и подошва обуви. Небольшой каблук обязателен. Для первоклассника его высота составляет 5-10мм, для учащихся 2 – 4 классов – 20 — 30мм.
Основной вопрос в экипировке школьника о том, в чём носить школьные принадлежности. Для учеников начальной школы это обязательно должен быть ранец. Только не позволяйте носить его на одном плече. Это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом. Ведь только правильно надетый ранец – на оба плеча- позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник.
Помните и о том, что портфель должен хорошо сохранять форму, иначе тетрадки и учебники постоянно будут мяться, груз будет распределяться неравномерно, да и прослужит такой рюкзак недолго. Застёжки должны быть надёжными, но не очень тугими, по силам детским ручкам.
Выбирая портфель, обратите внимание на следующие моменты: конструкция, материал, вместимость. Помните, что вес пустого ранца не должен превышать 700граммов, а нагруженного тетрадками в 1 классе не более 3 кг, а во 2 – 4 – не более 4 кг. Вообще вес школьного портфеля можно вычислить таким образом: он должен составлять 10% от веса ребёнка. Но часто ребёнку в ранец кладут второй завтрак, любимые детские игрушки, объёмные школьные принадлежности. Поэтому, покупая атрибуты школьных принадлежностей, обращайте внимание не только на красоту, но и на их вес. Таким образом, вместо массивного пенала можно купить более лёгкий и компактный. Ну, а чтобы вес равномерно распределился и не давил плечи, выбирайте ранец с как можно широкими лямками и специальной прокладкой на спине. Тогда не придётся ученику ощущать на спине острые углы учебников и линеек. Лучше, если ремешки будут покрыты мягким материалом, чтобы не натирали плечи. А длина ремней обязательно должна регулироваться, чтобы можно было носит как на школьную форму, так и на шубку в зимнее время года.
Чтобы всё поместилось в портфеле, выбирайте модель с большим количеством самых разнообразных по форме и размеру отделений: для учебников и тетрадей, для завтрака, для сменной обуви, для ключей, удостоверения школьника или проездного билета. Тогда вашему ребёнку не придётся носить с собой дополнительно целую кучу мешков и пакетов. Особое внимание следует обратить на материал, из которого изготовлен ранец. Он должен быть изготовлен из плотной, прочной ткани со специальной пропиткой, отталкивающей и не пропускающей воду.Всем нам известно, что малыши любят всё яркое и красивое. Это замечательно, но помните о том, что он может быстро испачкаться или полинять. Можно проверить прочность краски, проведя по нему влажной тканью. А ещё рюкзак может полопаться на морозе, поэтому обратите внимание и на эти факты.
Следует обратить внимание и на качество швов, ниток, которыми прошит ранец.
Для обеспечения безопасности ребёнка на дорогах на современных ранцах делают специальные стикеры безопасности, вставки из специальных ярких, отражающих свет материалов. Ребёнок с таким портфелем заметен как днём, так и в сумерках, если он возвращается после 2 смены или из группы продлённого дня.
Основные советы ученикам, родителям и учителям:
1. Следите за тем, чтобы в ранцах не было ничего лишнего!
2. Не забывайте ежедневно проверять свой портфель!
3. Делайте по утрам зарядку на разминку позвоночника!
4. Посещайте секции, укрепляющие здоровье: плавание, хореографию, аэробику, несложные виды спорта
БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКОГО ШКОЛЬНИКА
РЕБЕНОК-ЛЕВША ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
До двухлетнего возраста все дети как правило одинаково пользуются обеими руками. Предпочтение левой или правой руке отдаётся в старшем возрасте. Чаще левшами становятся мальчики (примерно каждый десятый). В советские времена таких детей в школе обязательно переучивали, но ни к чему хорошему это не приводило: травмировалась психика ребёнка, возникала задержка навыков чтения, письма, рисования, могло возникнуть заикание.
Сейчас отношение к леворуким изменилось. Выбор левой руки — это не прихоть ребёнка, а особенность работы его головного мозга. Такие дети ранимы, неординарны, чаще всего творчески одарены и очень тонко воспринимают окружающий мир. Среди знаменитостей тоже много левшей — английская королева Елизавета, великие художники и скульпторы Леонардо да Винчи, Микеланджело, известные артисты.
При поступлении в школу родителям стоит предупредить учителя об особенности своего ребёнка, которую необходимо учесть при рассаживании детей за партой, чтобы они не мешали друг другу при письме.
Даже если ребёнок предпочитает действовать левой рукой, то ему стоит развивать и правую: лепить, вязать, учиться играть на музыкальных инструментах — выполнять такие виды работы, где требуется согласованное действие обеих рук.
РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ИДЕТ В ШКОЛУ
Возраст поступления в школу совпадает с периодом неустойчивости органа зрения. В то же время начало обучения связано с возрастанием нагрузки на глаза. Примерно 4-5 % детей ещё до поступления в школу имеют проблемы со зрением и носят очки, ещё больше — входят в группу риска по развитию близорукости.
Если ребёнок мало бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями — это также может сказаться на развитии органов зрения. Обращайте внимание, как Ваш малыш рассматривает предметы, не слишком ли близко к глазам держит книгу. Оборудуйте ему удобное рабочее место, на котором слева (у левшей – справа) обязательно должна быть настольная лампа.
Впрочем, родителям не стоит слишком беспокоиться: учитель совместно с медицинским работником школы подберут оптимальную схему рассаживания с учётом роста и степени нарушения зрения ребёнка.
РЕБЕНОК БОЛЕН САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ.
КАК НЕ УСУГУБИТЬ ЗАБОЛЕВАНИЕ?
При правильном лечении и диете у школьников сохраняется хорошая работоспособность. Тем не менее, необходимо избегать большой физической или психической нагрузки. В зависимости от состояния ребёнка врач может назначить ему занятия физкультурой в подготовительной группе. Спортивные тренировки и участие в соревнованиях запрещаются. Каждому больному диабетом выдаётся своеобразный «паспорт диабетика», в котором указаны его фамилия, имя, адрес, диагноз, дозы и время введения инсулина. Этот «паспорт» у ребёнка должен быть всегда при себе. Если ему станет плохо и он потеряет сознание, то такой документ поможет оказать правильную и своевременную помощь. Можно заказать ребёнку специальный браслет или жетон, на которых будут выгравированы фамилия, имя, адрес и диагноз.
РЕБЕНОК МЕДЛИТЕЛЕН.
ПОВЛИЯЕТ ЛИ ЭТО НА ЕГО УСПЕВАЕМОСТЬ?
Примерно половина детей по каким-либо причинам не справляется с темпом, который требуют от них взрослые. Каждый десятый явно медлительнее остальных. Причин тому может быть множество — болезнь, незрелость нервной системы, особенности темперамента, защитная реакция. Неправильно расценивать такое поведение ребёнка как упрямство, непослушание, ведь при достаточном количестве времени он выполняет задание.
Медлительных детей нельзя торопить, требовать от них быстрого выполнения чего-либо — это ещё больше затормаживает их. Трудности у такого ребёнка, конечно же, будут: ему сложнее выполнять задания на уроках когда время ограничено. Адаптируется такой ребёнок тоже дольше, но у медлительных детей есть свои преимущества: задания они выполняют более тщательно, старательно, вдумчиво.
Занимайтесь с маленьким школьником дома, и со временем всё станет на свои места. У детей с преобладанием тормозных процессов навыки приобретаются с опозданием примерно на 1 месяц, но очень прочно закрепляются и не исчезают при неблагоприятных условиях.
РЕБЕНОК ОЧЕНЬ АКТИВЕН.
ВОЗНИКНУТ ЛИ ТРУДНОСТИ В ШКОЛЕ?
Первоклассник может удерживать внимание не более 15-20 минут, затем начинает вертеться, шуметь, играть. Двигательное беспокойство — нормальная защитная реакция организма ребёнка, которая не позволяет ему доводить себя до переутомления. О переутомлении маленького ученика может говорить ухудшение почерка, увеличение числа ошибок, «глупые ошибки», замедление темпа речи, рассеянность, невнимательность, вялость, плаксивость, раздражительность.
Зачастую в дошкольном и младшем школьном возрасте много беспокойств вызывает гипердинамический синдром, или синдром повышенной двигательной активности. Дети с его проявлениями чрезмерно подвижны, неусидчивы, невнимательны, драчливы. Данное расстройство чаще встречается у мальчиков, чьи матери во время беременности перенесли какие-либо заболевания. Но, как правило, к 12 годам такая «двигательная буря» затихает, и ребёнок становится более уравновешенным.
Дети с преобладанием процессов возбуждения часто опережают своих сверстников в развитии речевых функций и в действиях с предметами.
«МАМЕНЬКИН РЕБЕНОК» ИДЕТ В ШКОЛУ.
КАК ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ?
Многие дети идут первый раз в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Они с удовольствием воспринимают слова учителя и выполняют его требования. Но в дальнейшем первоклассники сталкиваются со сложностями. Необходимо сделать выбор между «хочу» и «надо», «интересно» и «неинтересно», «умею» и «не хочу». Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребёнка: надо вовремя вставать, успевать в школу до звонка, выполнять многие правила, уметь контролировать своё поведение. Именно навыки самоконтроля помогают ребёнку быстрее и легче приспособиться к школе.
Ребёнок не может быстро адаптироваться к школе. Этот период может длиться от месяца до года. Постарайтесь быть терпеливым. Помогите ему, поддержите, приласкайте, погладьте. Вспомните своё школьное детство, расскажите сыну или дочери о его приятных моментах.
Главное — дать понять ребёнку, что если ему будет трудно, Вы его поймёте и обязательно поможете, а со всеми трудностями будете справляться вместе.
Ребёнок ждёт от родителей похвалы. Разделите с ним его радость: поделки ставьте на самое видное место, тетради с хорошими отметками покажите родственникам, друзьям. Пусть ребёнок знает, что Вы гордитесь им, что его школьные успехи важны для Вас. Со временем Вы увидите, что всё приходит в норму, школа вызывает меньше отрицательных эмоций, появляется интерес, а потом и желание учиться.
Желательно по взаимной договорённости с учителем создать ситуацию, в которой ребёнок смог бы показать, на что он способен. Одобрение одноклассников и учителя создаст у него ощущение значимости, а со временем положительное отношение распространится и на учёбу.