ТРИЗ-педагогика- это педагогическая система, ведущей задачей который является воспитание творческой личности, способной находить самые нестандартные решения в разных областях жизни. Сама аббревиатура «ТРИЗ» расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Методика возникла еще в середине XX ВЕНКА. Ее создателем был публицист-фантаст и ученый Генрих Альтшуллер. Он сам изобретал с самого детства, когда повзрослел , то понял, что изобретателями не рождаются, ими становятся.
Для формирования творческого мышления в системе ТРИЗ используются оригинальные методы:
синектика-метод активизации детских знаний, основанный на подборе аналогий ( личностных, прямых, символических, фантастических);
мнемотехника— система ТРИЗ-приемов для упрощения запоминаний и воспроизведения информации;
метод фокальных объектов-поиск новых творческих решений через ассоциативные ряды и перенесение ассоциаций на другие объекты;
метод каталога-созданаие сказок на основе их основных элементов;
Примеры задач по методике ТРИЗ:
Общая цель заданий-развить творческий потенциал ребенка, активизировать его воображение, смекалку, познавательную активность и изобретательскую смелость.
Например: «Новый год закончился. Куда деть деть живые ели, оставшиеся на базарах?.», «Перед вами карточки с тремя изображениями (яблоко, корова, река). придумайте по ним сказку», «Идет снег- это одновременно и хорошо и плохо?»
Преимущества системы ТРИЗ
-развивает у детей умение составлять описательные рассказы, сказки;
-активизирует и улучшает психические процессы (память, мышление, внимание, концентрацию, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать);
-помогает детям быстро ориентироваться в сложных жизненных ситуациях;
-позволяет ребенку изобретать и придумывать новое;
-развивает нестандартное мышление, воображение, фантазию;
-формирует эрудицию, самостоятельность, логику, речь, пространственное мышление.
Несмотря на то, что данная методика изначально предназначалась для решения технических задач, она нашла широкое применение и в других сферах. С ее помощью можно отыскать нестандартные решения стандартных задач. По сути, каждый человек ежедневно реализует приемы и принципы ТРИЗ, но просто не знает этого.
ТРИЗ-педагогика обладает обширным набором приемов (более 100) для решения разнообразных творческих задач, , для анализа ситуации, для уменьшения трудоемкости и улучшения навыков детского прогнозирования.
Выбирайте для себя подходящие приемы и используйте с удовольствием.