В летний период нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Дыхание.
Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
— Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
— Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
— Надувать воздушные шарики;
— Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
— Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
— Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
— Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
— Собирать, перебирать ягоды;
— Помогать взрослому полоть грядки;
— Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
— Играть с глиной, мокрым песком;
— Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:
— Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
— Перебирать крупы;
-Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
— Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
— Вышивать (крупным крестиком);
— Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
— Плести из бисера;
— Лепить из пластилина, пластика, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
— Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
— Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
— Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
— Полоскать рот;
— Жевать боковыми зубами;
— Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
— Лизать эскимо.
В любое время нужно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.
— Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
— Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
— Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)
— Назвать слова с определённым слогом, звуком;
— Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
— «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка…»);
— Переделать известную сказку;
— Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
— Придумать продолжение сказки;
— «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
— Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
— Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) — помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
— «Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.
— «Доскажи словечко» — взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.
Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
— какими словами, красками можно описать время года;
— назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
— расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
— что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….
Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….
Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…
Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;
— «Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в болезни, а что плохого?
Что хорошего в дождике, а что плохого?
Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка — дочка — точка — кочка…
— «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
— Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
— Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Ориентировка в пространстве
Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» — размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из — под стола).
Закрепление произносительных умений и навыков.
Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных учителем-дефектологом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!