ПКПП – это одна из форм организации коррекционно-педагогической помощи детям. Роль и значение пункта коррекционно-педагогической помощи возрастает из года в год, так как количество детей с нарушениями речи возрастает.
Учитель-дефектолог пункта совместно с родителями помогает ребятам подготовится к школе, ведь формирование правильной, грамотной речи является важным звеном в подготовке детей к самостоятельной жизни и их социализации в обществе.
Деятельность ПКПП регламентирована Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. №131 » Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» и рядом других нормативных документов.
Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи
Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы дошкольного образования.
Задачами пункта являются:
*изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
*формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
*формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.
Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи
*фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)
*фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
*нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
*нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).
*Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.
*Нерезко выраженное общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи диагностируются, начиная со старшего дошкольного возраста. Их наличие, как и наличие обусловленных ими нарушений чтения и письма у обучающихся, препятствует успешному освоению образовательной программы дошкольного или образовательных программ общего среднего образования и является основным показанием для зачисления в ПКПП.
Зачисление детей в ПКПП для занятий с учителем-дефектологом осуществляется на основании следующих документов:
*заявления законного представителя обучающегося;
*заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).
Процесс обучения в пункте коррекционно-педагогической помощи:
Учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой обучающихся с ОПФР.
Обследование и распределение по группам, подгруппам обучающихся с ОПФР, зачисленных на занятия в ПКПП, проводится учителем-дефектологом ПКПП в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.
Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.
Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.
Продолжительность групповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:
средняя группа (от 4 до 5 лет) — 20-25 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) — 25-30 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий для воспитанников с ОПФР составляет:
средняя группа (от 4 до 5 лет) — 15-20 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) — 15-25 минут.
Дети в ПКПП получают коррекционно-педагогическую помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы.
Периодичность посещения занятий детьми в ПКПП определяется учителем-дефектологом с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка, характера имеющегося нарушения, в среднем 2-3 раза в неделю.
Во время каникул коррекционные занятия проводятся по желанию законных представителей.
Занятия по оказанию коррекционно-педагогической помощи проводятся в отдельном кабинете, в котором создается адаптивное образовательное пространство с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка.
Выпуск детей из пункта проводится на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного директором государственного ЦКРОиР, после исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ЦКРОиР.
Положительный результат определяет совместная работа учителя-дефектолога, родителей и ребенка. Родители становятся полноправными участниками коррекционно-развивающего процесса. Ребенок получает коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит в том числе и от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении нарушения речи.