Роль семьи в развитии речи ребенка

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Развитие речи тесно связано с познанием окружающего мира. Мы стараемся познать себя и мир, в котором мы живём. Не потеряла свою актуальность и необходимость приобщения детей к белорусской национальной культуре, традициям и фольклору. Культура белорусского народа раскрывается в народном творчестве: играх, сказках, песнях, танцах, произведениях изобразительного и декоративно-прикладного творчества

Развитие речи происходит на всем этапе становления человека как личности, но наибольшую значимость в этом развитии имеют первые семь лет жизни. В дошкольном возрасте у ребенка формируется интерес, потребность в знаниях, которые соответствуют его природным и индивидуальным задаткам.

Для того чтобы укрепить знания, умения и навыки, которые были приобретены за прошедший учебный год, достаточно соблюдать несколько простых правил:

1. Помните, богатая, чистая и правильная речь будет развиваться только благодаря общению со взрослыми. Здесь важно, чтобы вы проявили максимум терпения для объяснения новых названий предметов, событий, необычных явлений в доступных для ребенка словах. Именно через вас ребенок делает первые шаги к познанию окружающего мира.

2. Чтение художественной литературы всегда служило источником для развития духовной и богатой личности. Не забывайте спокойное, тихое и лёгкое чтение перед сном. Дошкольный возраст – это период бурного развития детской фантазии, поэтому сказка здесь приобретает особое значение. Не беда, если сказка слишком длинная, остановка на интересном моменте лишь подогреет интерес ребенка к последующему чтению. Помните, что сказка на ночь не должна длиться больше 10-15 минут.

Рекомендуемые произведения фольклора: 

1-2 года:  Белорусские народные песенки и потешки: «Сонейка-сонца», «Го-го-го-го, гусачок», «Белабока-сарока», «Божая кароўка», «Гушкі, гушкі, гушкі», «Кукарэку, певунок», «А курачка-рабушэчка», «Ідзі, ідзі, дожджыку», «Грыбок», «Дожджык, дожджык, крапані…»,белорусские народные сказки: «Коцік Петрык і мышка»

2-3 года: Белорусские народные песенки и потешки; белорусские народные сказки: “Коцік Петрык і мышка”, “Муха-пяюха”, “Дзедава рукавічка”, “Ганарыстая варона”

3-4 года:  Белорусские народные песенки и потешки; белорусские народные сказки: “Курачка-рабка”, “Былінка і верабей”, “Зайкава хатка”, “Каза- манюка”, “Пчала і муха”, “Коцік, Пеўнік і Лісіца”

4-5 лет:  Белорусские народные песенки и потешки; белорусские народные сказки: “Пшанічны каласок”, “Піліпка-сынок”, “Сынок-з-кулачок”, “Каток-залаты лабок”, Як Курачка Пеўніка ратавала”, “Мядзведзь”, “Пых”

5-7 лет: Белорусские народные песенки и потешки; белорусские народные сказки: “Пра быка і яго сяброў”, “Жаронцы”, “Лёгкі хлеб”, Не сілай, а розумам”, “Лісіца-хітрыца”, “Як Кот звяроў напалохау”, “Селянін, Мядзведзь і Лісіца”, “Верабей і Мыш”, “Кот Максім”, “Гарошак”

3. Выполнение несложного комплекса артикуляционной гимнастики 2 раза в неделю позволит усвоить звуки речи. Если ребенок отказывается, то необходимо отложить выполнение упражнений на 2-3 дня и творчески подойти к решению поставленной задачи.

В этом возрасте для ребёнка важно игровое начало. Упражнения можно выполнить вместе с любимыми игрушками, а можно привлечь и других членов семьи, предоставив роль учителя ребёнку. Детям очень нравится быть взрослыми. Поощряйте их стремление. Так, невзначай, из пассивного участника ребёнок превращается в «учителя».

4. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Пожалуй, упражнения для развития пальчиков можно выполнять где угодно: едете ли вы в машине, или идете в лес, проводите время дома. Самыми простыми и доступными из них являются следующие:

  • собирание желтых, красных, синих цветочков; маленьких и больших камешков, шишек, листочков;
  • рисование пальчиками на песке, в воздухе, на ладошке различных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), линий (волнистые, прямые, горизонтальные, вертикальные, длинные, короткие), простых изображений (домик, солнышко, тучка, волна, человечек);
  • перебирание белой и цветной фасоли, риса, гречки, гороха;
  • прищипывание прищепок;
  •  выкладывание узоров из палочек (елочки, снежинки, буквы)

Запомните эти четыре простые правила! В каждом из нас заложены предпосылки к гениальности, и начинают развиваться они не от раннего обучения чтению, письму или высшей математике, а от способности ребёнка познать окружающий мир через зрение, слух, осязание, слов, через взаимодействие с понимающими и терпеливыми родителями.

Добавить комментарий